Популярное на сайте:

Готовится к выходу гимн хоккейного клуба "Капитан"

Кавер-версии в современной рок-музыке. Введение


Кавер-версии в современной рок-музыке

Одно из важнейших человеческих качеств – способность творить и понимать произведения искусства, в том числе музыкальные. Музыка всегда была неотъемлемой частью мировой культуры. XX век дал человечеству, помимо научных изобретений, много нового в культуре и искусстве, в том числе и в музыке. Возникло множество музыкальных направлений, о которых раньше могли мечтать лишь писатели-фантасты. В значительной мере это связано с появлением электромузыкальных инструментов, работающих на новых принципах по сравнению с инструментами традиционными.


Если вести отсчет с середины 50-х годов XX в., когда возникло такое явление, как рок-н-ролл1, можно сказать, что рок-музыка существует уже более полувека. С учетом стремительности развития современной культуры может показаться, что это большой срок. Но с другой стороны, эти 50 лет – не так уж и много, если вспомнить один факт: в 2009 году в возрасте 94 лет скончался Лесли Пол. Этот музыкант и изобретатель стоял у истоков создания цельнокорпусной электрогитары – основного инструмента большинства рок-групп. Становление и развитие рок-музыки прошло, по сути, в течение жизни одного человека, который в 1941 году2 сделал важнейший шаг – дал миру новый музыкальный инструмент. Таким образом, очевидно, что рок-музыка – явление, все же, довольно молодое, следовательно, еще не изученное всесторонне.


В современной массовой культуре существуют такие понятия, как поп-музыка и рок-музыка. Различие между поп- и рок-музыкой проявляется в музыкальном и текстовом плане, в различной атрибутике. Но не только. В какой-то степени рок-музыка стала «искусством не для всех», уделом неординарно мыслящих людей, не желающих двигаться в общем культурном потоке. Рок – явление интересующее, прежде всего, молодежь: весьма активную, стремящуюся к самостоятельности возрастную категорию. Несомненно, культурные предпочтения, принадлежность к той или иной субкультуре, в том числе музыкальной, влияют на мотивацию поступков молодых людей.


Многие из них уже сейчас работают, принимают активное участие в жизни человеческого общества. Другие – завтра на полных правах вольются в социум. Важно попытаться понять, каким будет следующее поколение, что за культурные ценности станут для него главными? Поэтому необходимо исследовать современные молодежные субкультуры, в том числе, связанные с рок-музыкой.


Существует немало работ, посвященных рок-музыке: это статьи в печатных и электронных СМИ, книги биографического и справочного характера, специализированные журналы. Есть радиопередачи, и даже радиостанции и телеканалы рок-музыкальной направленности. Но, как правило, эти каналы поставляют только общие сведения. Доходит до того, что зачастую в радиоэфире даже не объявляются названия песен! Многие сайты в сети Интернет позволяют скачать музыкальные файлы или видеоролики, но, при этом, информация об исполнителях на этих ресурсах отсутствует, либо, по сути, поверхностная.


Такое явление, как кавер-версии в современной рок-музыке, не было до сих пор серьезно исследовано в российской журналистике. Таким образом, тема дипломной работы является актуальной в контексте этой проблемы. Необходимость рассмотрения этой темы вытекает также из того факта, что кавер-версии представляют интерес для значительной части рок-музыкальной аудитории. Это подтверждается появлением в рок-музыке все новых и новых кавер-версий, альбомов-трибьютов, а также кавер-групп и трибьют-групп. Кавер-версии можно рассматривать и как объединяющее начало для представителей разных музыкальных субкультур: равным образом они интересны панкам, эмо, любителям тяжелого рока и другим так называемым «неформалам».


Почему явление кавер-версий стало таким популярным сейчас? Указывает ли это на интерес современного поколения к истокам рока или мы наблюдаем кризис творчества в рок-музыке? Причины могут быть и более глубокими: не просто кризис, а переход рока в новое качество: вместо «музыки протеста» – коммерческое явление. Ответы на эти вопросы и подробное рассмотрение проблемы представляют собой практическую ценность при использовании данной темы в дальнейшей журналистской работе.


При написании дипломной работы большое значение имели книга «Восстание масс» Хосе Ортеги-и-Гассета и эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» Вальтера Беньямина. Эти произведения позволили широко взглянуть на проблемы, возникающие в связи с развитием массовой культуры.
Фактологическая база дипломной работы – прежде всего, некоторые рок-энциклопедии, изданные в текущем десятилетии, и многочисленные Интернет-источники. В частности, немало справочной информации имеется в книге «Хроноскоп русского рока» Андрея Игнатьева и Владимира Марочкина, увидевшей свет в 2005 г., и включающей в себя информацию о зарубежной и отечественной рок-музыке за период 1953–2004 г.г. Энциклопедия «Рок-музыка России», изданная пензенской фирмой «Эмузин» в 2007 г., показывает все многообразие современной рок-музыки России и ближнего зарубежья.


Также немаловажное значение имело общение с представителями музыкальных субкультур для получения наиболее актуального представления об отношении слушателей современной рок-музыки к кавер-версиям. Временные рамки исследования – прежде всего, 1990-е и 2000-е годы. Однако в работе встречаются и более ранние примеры, поскольку истоки явления кавер-версий в современном роке появились во времена самых первых рок-музыкантов.


География исследования – прежде всего Россия, а также Европа, США и даже Австралия. Рок-музыка – понятие интернациональное, и для полноценного изучения явления кавер-версий нужно рассмотреть в этом контексте музыкальную деятельность групп из разных стран.


Задача исследования – показать все многообразие явления, различные его стороны и значение в современной рок-музыке на основе изучения и сопоставления фактологического материала. Цель исследования – восполнить пробел, имеющийся на сегодня в отечественной журналистике применительно к явлению кавер-версий в рок-музыке.


Структура дипломной работы включает в себя введение, 4 главы, заключение и список литературы.

Мандрагора - каверы на группы Nightwish, AC/DC, Europe. Смотреть онлайн!

Мандрагора - каверы

 

_____________________________

1   РОК-Н-РОЛЛ. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006. [Электронный ресурс]. – 3 компакт-диска.
2 Умер Les Paul. GuitarPlayer.ru. Ваш гитарный сайт. [Электронный ресурс]. – http://www.guitarplayer.ru/news/umer-les-paul (открытый доступ).

<-- Назад /Читать далее-->